Средняя годовая программа строительно-монтажных трестов колеблется от 30 до 250 млн. руб. Годовой объем работ для строительных управлений обычно в 3-4 раза меньше, чем у треста. Существуют также тресты внекатегорийные — очень крупные, с годовой программой выше установленной для трестов 1-й категории.
Существование мелких строительно-монтажных трестов с незначительной годовой программой работ является нерациональным, так как себестоимость строительства в этих трестах значительно выше, а производительность труда — ниже, чем в крупных трестах. Уменьшение себестоимости строительно-монтажных работ в крупных трестах достигается главным образом за счет сокращения накладных расходов по содержанию административно-хозяйственного персонала; кроме того, крупный трест может лучше использовать имеющийся у него парк строительных и транспортных машин, а также более маневренно и лучше использовать свои рабочие кадры.
Как уже было сказано ранее, основным принципом управления строительством является принцип единоначалия, и в соответствии с этим принципом построена вся структура управления трестом.
Во главе треста стоит управляющий трестом, который несет полную ответственность за всю техническую и хозяйственную деятельность треста.
Вся структура управления построена таким образом, что начальники и руководители отдельных подразделений треста являются ответственными за работу своего подразделения.
Каждый работник в основном подчинен только одному вышестоящему начальнику, от которого он получает все распоряжения, обязательные к выполнению.
Структурные подразделения и штаты трестов, строительных управлений и других подразделений в разных министерствах построены в основном по одной и той же схеме, хотя и имеют между собой некоторые отличия в зависимости от категории треста, его характера и специфики отдельных министерств.